Происхождение и детские годы
Татьяна Лаврова появилась на свет 7 июня 1938 г. в семье кинооператоров Евгения Андриканиса и Галины Пышковой. При рождении девочка получила фамилию отца, но вначале актерского пути сменила ее на благозвучный псевдоним.
По отцовской линии Таня приходилась внучатой племянницей участнику русской революции 1905 г. Николаю Шмиту, правнучатой племянницей коллекционеру и фабриканту Алексею Морозову, двоюродной правнучатой племянницей коммерсанту и филантропу Савве Морозову.
До 12-летнего возраста детство Тани ничем не было омрачено. Девочка с младых ногтей мечтала стать артисткой. Телевизоров в то время еще не было, но Лаврова не пропускала ни одной премьеры в ближайшем к дому кинотеатре. Кроме того, живя в столице, Таня в любой день могла ходить на любимые театральные постановки.
Актриса Татьяна Лаврова в молодости
Когда отец ушел из семьи, девочке его очень не хватало. Вскоре мама вышла замуж, но отчим не смог найти с падчерицей общий язык, они так и остались чужими людьми. После школы Лаврова без труда поступила в Школу-студию МХАТ и ушла из дома. В 1959 г. вместе с дипломом Татьяна получила приглашение на службу в Московский Художественный театр.
На заметку: В свое время Савва Морозов выступил спонсором строительства МХАТа. Но юную актрису приняли на работу в этот театр не за заслуги дальнего родственника, а за уникальный талант, который режиссеры смогли рассмотреть в самом начале творческой биографии Татьяны Лавровой.
Детство и юность
Татьяна Евгеньевна Андриканис – так звучит настоящее имя артистки – родилась в столице летом 1938 года. Судьба девушки была предопределена: Татьяна выросла в семье, где оба родителя работали в кинематографе. Отец – кинооператор и режиссер-документалист, Народный артист РСФСР Евгений Андриканис. Среди достижений мамы – кинооператора Галины Пышковой – киноповесть режиссера Владимира Герасимова «Испытательный срок».
Татьяна Лаврова в молодости
Татьяна Андриканис по линии отца приходится внучатой племянницей революционера Николая Шмита и праправнучатой племянницей мецената и промышленника Саввы Морозова. Детство Тани закончилось в 12 лет после развода родителей. В 17 девушка поступила в Школу-студию МХАТ, чему никто не удивился: Татьяна обладала всеми качествами, чтобы стать артисткой. В 1959 году Андриканис вручили диплом о высшем театральном образовании. В том же году молодую актрису приняли в труппу МХАТа, в чем был некий символизм: деньги на строительство театра вносил Савва Морозов.
Развитие театральной карьеры
Актрисой Московского художественного театра она пробыла недолго – 3 года, но украсила своей игрой не одну постановку. Роли и спектакли, в которых была задействована Лаврова:
- Мэри Меррей – «Юпитер смеется»;
- Нина Заречная – «Чайка»;
- Аркадина – «Точка опоры»;
- Аркадина – «Чайка».
Идейный вдохновитель «Современника» – Олег Ефремов, чтобы доказать, что его детище не хуже МХАТа, переманивал к себе талантливых артистов. Актриса Татьяна Лаврова не стала исключением. В этом театре она прослужила 17 лет. Одним из лучших персонажей за годы работы считается образ Гитель Моска в постановке «Двое на качелях».
Некоторые источники утверждают, что причиной ухода Лавровой из «Современника» стали козни коллег по цеху
Спектакль пользовался огромной популярностью у зрителей, поэтому демонстрировался не один сезон. Другие яркие роли актрисы:
- Катя – «С любимыми не расставайтесь»;
- Женя – «Валентин и Валентина»;
- Настя – «На дне»;
- Надя – «Старшая сестра».
За годы работы в «Современнике» Лаврова получила негласный титул лучшей лирической актрисы. В 1978 г. после скандала с Галиной Волчек, Татьяна написала заявление об уходе. Причиной недовольства руководителя театра «Современник» стало посещение Лавровой кинофестиваля в Германии.
После продолжительных гастролей артистка находилась на больничном (сорвала голос). Галина Борисовна возмутилась – раз ушла лечиться – сиди дома, а не слоняйся по заграницам. Татьяна Евгеньевна подобного отношения к своей персоне терпеть не захотела.
Театр
На подмостках Московского художественного театра началась творческая биография Татьяны Лавровой – такой сценический псевдоним артистка взяла, вняв рекомендациям «найти русскую фамилию». На мхатовской сцене Лаврова с первых же спектаклей очутилась в она сыграла Аркадину, в спектакле «Наедине со всеми» – Наташу, в «Венецианском антикваре» – графиню Изабеллу.
Спустя 3 года Татьяна Лаврова покинула МХАТ и перешла в «Современник», где служила до 1978 года. Московские театралы запомнили звезду в спектакле «Двое на качелях», продержавшемся в репертуаре из-за бешеной популярности несколько сезонов.
Татьяна Лаврова на театральной сцене
Спустя десятилетия театральные критики вспоминали блистательную Лаврову в роли Гитель Моски. За 17 лет работы в «Современнике» Татьяна Лаврова сыграла главные роли в постановках «С любимыми не расставайтесь», «Валентин и Валентина», «На дне». Она стала примадонной театра, хотя в то время на подмостки «Современника» выходили звезды с именами, знакомыми всем и каждому. Татьяну Евгеньевну называли лирической героиней номер один.
В 1978 году Татьяна Лаврова вернулась на сцену МХАТа. Театр для актрисы стоял на первом месте, но всесоюзная слава пришла к ней после появления на экране.
Роли в кино
Лаврова дебютировала в роли Вари Лебедевой в историческом фильме «Песня о Кольцове». Оператором фильма о русском поэте Алексее Кольцове стала мама актрисы – Галина Пышкова. Режиссеру Владимиру Герасимову игра юной артистки понравилась. Он пригласил Лаврову в следующую свою картину – «Испытательный срок».
Популярность к Татьяне Евгеньевне пришла после выхода на киноэкраны страны киноповести «Девять дней одного года». Здесь юная актриса исполнила главную роль. Картина получила несколько дипломов, на Международном кинофестивале в Карловых Варах – «Хрустальный глобус».
На заметку: В Советском Союзе фильм посмотрело более 23 млн зрителей, за что ленте была присуждена Государственная премия им. братьев Васильевых.
Несмотря на триумф, следующий раз на съемочную площадку Лаврова вышла лишь через 4 года в 1966 г. Это была социальная драма «Время, вперед!», где Татьяне досталась второстепенная роль. Новая волна популярности обрушилась на артистку после выхода научно-фантастического фильма «Таинственная стена».
Практически сразу после окончания Школы-студии МХАТ Татьяна начала сниматься в кино
3-серийный фильм «Вся королевская рать» пользовался у советских зрителей огромным успехом, что неудивительно. Кроме Лавровой, в драме задействованы Михаил Козаков и Георгий Жженов. В 70-х гг. фильмография Татьяны Евгеньевны пополнилась 14 разноплановыми картинами.
За блестящее исполнение главной роли в мелодраме «Вылет задерживается» в 1975 г. на Международном фестивале телефильмов актриса получила приз «Серебряная нимфа». Критики отмечают неординарную игру Лавровой в других многосерийных лентах:
- «Дни хирурга Мишкина»;
- «Последний довод королей»;
- «Активная зона»;
- «К расследованию приступить».
В тяжелые для кинематографа 90-е годы с участием Татьяны Евгеньевны вышло лишь 4 картины. В новом тысячелетии актриса порадовала поклонников, снявшись в криминальном фильме «Дневник убийцы», трагикомедии «Кино о кино», драмах «Превращение» и «Другая жизнь». Последнюю роль Лаврова исполнила в мистическом триллере «Иное» в 2007 г.
Фильмография
- 1959 — «Песня о Кольцове»
- 1960 — «Испытательный срок»
- 1961 — «Девять дней одного года»
- 1965 — «Время, вперед!»
- 1967 — «Таинственная стена»
- 1971 — «Вся королевская рать»
- 1974 — «Вылет задерживается»
- 1975 — «Бегство мистера Мак-Кинли»
- 1976 — «Дни хирурга Мишкина»
- 1982 — «Голос»
- 1983 — «Последний довод королей»
- 1987 — «Так победим!»
- 2002 — «Кино про кино»
- 2002 — «Превращение»
- 2006 — «Иное»
Личная жизнь
Первым гражданским мужем Татьяны Лавровой стал секс-символ СССР – Евгений Урбанский, который был старше нее на 6 лет. Их роман начался, когда актриса училась во МХАТе. На тот момент артист был женат, но не смог устоять перед чарами юной красавицы – Таня ходила на все его спектакли.
Когда Евгений видел Лаврову в зале, начинал путать текст. Сначала они жили в театральном общежитии, потом перебрались в коммуналку к бабушке актрисы. Узнав об измене возлюбленного, Татьяна не смогла его простить. Их жизненные дороги разошлись, но со временем старые обиды забылись, они начали нормально общаться.
Актриса Татьяна Лаврова с супругом Владимиром Михайловым
Вторым супругом Лавровой стал актер Олег Даль. В него были влюблены все женщины Советского Союза, Таня тоже не смогла устоять перед его обаянием. Через 6 месяцев пара развелась. Все это время Лаврова боролась с пороком артиста – пьянством, но не смогла справиться с ним. Для Даля любовь к алкоголю перевесила чашу весов.
В 1965 г. у актрисы завязались романтические отношения с поэтом Андреем Вознесенским. Классик ХХ века длительное время метался между двух огней – дома его ждала законная супруга, но неведомая сила его тянула к Татьяне. В конце концов он остался с Зоей Богуславской. Во время болезненного расставания с красавицей актрисой он посвятил ей знаменитое стихотворение «Сага».
В 1966 г. в личной жизни Лавровой произошла перемена – она вышла замуж за футболиста Владимира Михайлова. В браке с Михайловым у нее родился единственный сын – Владимир Лавров. Муж оказался очень ревнивым человеком, тираном.
Он требовал от жены, чтобы она отказалась от косметики, перестала модно одеваться, бросила работу в театре. Татьяна сначала терпела, потом, забрав сына, ушла от Михайлова. Она запретила Владимиру общаться с отцом. Встреча двух родных по крови людей произошла только после кончины актрисы.
Биография
Это ей Андрей Вознесенский посвятил знаменитые строчки «Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь». Ради возлюбленной поэт совершал сумасшедшие поступки, усыпая пол гостиничного номера в Нью-Йорке апельсинами. Ее мужьями были звезды советского кино Евгений Урбанский и Олег Даль, а дальними предками – промышленник Савва Морозов и революционер Николай Шмит.
Смерть актрисы
В первых числах мая 2007 г. Татьяна Евгеньевна с жалобами в области сердца была доставлена в 19-ю городскую больницу. Врачи предполагали, что у актрисы случился инфаркт, но проведя ряд анализов, проблем с сердцем не обнаружили.
В поисках причины недомогания Лавровой было назначено дополнительное обследование, в ходе которого поставлен диагноз – хронический бронхит. Кроме того, доктора заподозрили у звезды экрана рак желудка.
Актриса настояла, чтобы лечить бронхит ее отправили в другую клинику. В то, что у нее онкология, Лаврова не верила. 8 мая Татьяну Евгеньевну доставили в 57-ю больницу, где у артистки диагностировали воспаление легких. В течение недели врачи боролись за ее жизнь. 16 мая 2007 г. Лаврова умерла. Причина смерти – пневмония.
Последним приютом для актрисы стало Троекуровское кладбище
LiveInternetLiveInternet
Лаврова Татьяна Евгеньевна
настоящая фамилия — Андриканис) (1938-2007 гг) Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР Известная театральная, впоследствии кинематографическая актриса родилась в удивительной семье. Она являлась дальней родственницей известным меценатам Морозовым, ее дедушкой был революционер Николай Шмидт, а мама работала оператором в киноиндустрии. На тот момент это была потрясающая редкость. Она сыграла более 35 ролей в кино, среди которых были и главные героини, но ее называли актрисой одной роли — один из первых фильмов «Девять дней одного года» так и остался ее самой высокой творческой вершиной. Но немногие знают о том, что память об этой красивейшей актрисе была увековечена не только в фильмах. Одно из самых пронзительных стихотворений Андрея Вознесенского, положенное на музыку и прозвучавшее в рок-опере «Юнона и Авось», было посвящено Татьяне Лавровой…
В наши дни сложно представить, что собирать стадионы с тысячами зрителей может не рок-звезда и не поп-идол, а поэт. А в 1960-1970-х гг. в СССР именно так и было — Андрей Вознесенский был одним из самых популярных советских поэтов, кумиром миллионов. Его сборники печатали многотысячными тиражами, послушать его собирались целые стадионы, женщины сходили от него с ума.
Поэт Андрей Вознесенский в середине 1970-х гг. А он больше 45 лет прожил в браке с писательницей Зоей Богуславской, и хотя молва не раз их разводила, оставался с ней до конца своих дней. Правда, за фасадом счастливого брака скрывалось немало тайн, и одной из них была его муза, одна из самых красивых советских актрис Татьяна Лаврова.
Андрей Вознесенский с женой, Зоей Богуславской Татьяна Лаврова не уступала ему в популярности: после того, как в 1961 г. сыграла главную роль в фильме «Девять дней одного года», о ней заговорил весь Союз. На сцене «Современника» и МХАТа она сыграла десятки ролей, у нее было множество поклонников, ее боготворили самые знаменитые и талантливые артисты, но в конце концов звезда советского кино осталась в одиночестве.
Кадр из фильма *Девять дней одного года*, 1961 Ее первым мужем был актер Евгений Урбанский, звезда кино конца 1950-х — начала 1960-х гг. Вместе они прожили недолго и расстались из-за неверности актера. Татьяна Лаврова и Евгений Урбанский Всего полгода продлился второй брак Татьяны Лавровой с легендарным актером Олегом Далем — он сильно пил и тянул за собой в пропасть и свою жену. К тому же у них обоих были очень тяжелые и неуживчивые характеры, не позволявшие им искать компромиссы. Татьяна Лаврова и Олег Даль Актриса признавалась, что в мужчинах больше всего всегда ценила талант. И встреча с Андреем Вознесенским ее потрясла. По словам близкой подруги Татьяны Лавровой Натальи Завальнюк, она никого так не любила, как Андрея Вознесенского. Первое, что она о нем сказала: «
Это такой талант!
»
Андрей Вознесенский и Татьяна Лаврова Свой роман они тщательно скрывали, ведь у поэта была семья. Лаврова спустя годы говорила только о том, что у нее был «многолетний роман с известным поэтом» и никогда не называла его имени. Но их друзья знали о том, что этим поэтом был Андрей Вознесенский. Для его жены это тоже не было тайной, но ей хватило мудрости не разрушать семью, ведь она понимала, что ее супруг тоже этого не хочет и боится ее потерять. Их роман с Лавровой продолжался около 8 лет, и однажды был момент, когда Вознесенский, очевидно, собирался к ней уйти: она рассказывала подруге, что как-то под Новый год ждала его, накрыв праздничный стол и надев самое нарядное платье. Но он тогда так и не пришел. После этого актриса приняла тяжелое для себя решение расстаться с любимым.
Андрей Вознесенский и Татьяна Лаврова Когда появился суперхит Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», написанный на стихи Андрея Вознесенского, ходили слухи о том, что поэт посвятил это стихотворение Татьяне Лавровой. Ведь актриса вспоминала о том, как он рассказывал ей о грузинском художнике, продавшем дом ради того, чтобы осыпать цветами двор перед окнами любимой. Но уже после того, как Лаврова ушла из жизни, на вечере ее памяти близкая подруга открыла зрителям тайну: на самом деле актрисе было посвящено другое стихотворение Вознесенского, «Ты меня на рассвете разбудишь…», которое стало сердцем рок-оперы «Юнона и Авось».
По ее словам, в тот день, когда Вознесенский и Лаврова решили расстаться, они якобы так и попрощались. «
Я тебя никогда не увижу?
» — спросил поэт. «
Я тебя никогда не забуду!
» — ответила актриса. И после этого в 1977 г. он написал строки, которые знала наизусть вся страна:
Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».
Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и Биржу я уже никогда не забуду и уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни. Возвращаться – плохая примета. Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернемся мы вторично, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу.
И окажется так минимальным наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою.
И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда: «Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».
После их расставания Татьяна Лаврова вышла замуж еще раз, за футболиста Владимира Михайлова, человека, далекого от мира искусства. Казалось бы, это должно было быть только положительным моментом, но муж ревновал Татьяну, он не хотел, чтобы она слишком много времени уделяла работе, задерживаясь после спектаклей. В итоге распался и этот брак. Но в браке родился сын Владимир. Впоследствии он не стал актером, не пошёл и по стопам отца. Он выбрал свой путь, начав заниматься дизайном и созданием скульптур. У него двое дочерей, в которых Татьяна не чаяла души. Но, как ни пыталась актриса забыть Андрея Вознесенского, у нее это так и не получилось. Позже у нее случались романы, но они были недолговечными и следа в душе не оставили. Свои последние годы актриса провела в одиночестве, а когда ей задавали вопрос о том, любила ли она кого-то по-настоящему, Лаврова называла только одно имя: «
Андрея Вознесенского
».
В начале мая 2007 года актрису госпитализировали в больницу с подозрением на инфаркт. Проблем с сердцем врачи у Лавровой тогда не нашли. Дополнительный осмотр показал, что у нее развилась пневмония. Она чувствовала себя относительно неплохо. Но 16 мая 2007 года Татьяны Евгеньевны не стало. Похоронена артистка в Москве на Троекуровском кладбище.
Источник
Занимательные факты
Интересные факты биографии актрисы:
- Возвращение во МХАТ совпало с 40-летием Татьяны Евгеньевны. Играть юных красавиц ее уже не приглашали – на пятки наступали молодые актрисы, но и без работы Лаврова не сидела. Практически каждый год выходила премьера с ее участием. Артистка бралась даже за второстепенные роли, исполняя их настолько великолепно, будто на ней держался весь спектакль. Зрители ждали ее появления на сцене с замиранием сердца.
- Впервые Татьяна засветилась в кино в 1947 г. в фильме-биографии «Марите». В ленте, снятой литовскими кинематографистами на студии «Мосфильм» она сыграла эпизодическую роль.
Наследник Лавровой стал скульптором, позже освоил профессию дизайнера. У Владимира 2 детей – обе девочки. Младшая родилась уже после смерти знаменитой бабушки.