Биография Любови Орловой сложна и неоднозначна. Знаменитая советская актриса родилась в подмосковном Звенигороде 11 февраля 1902 года в семье русских дворян. За свою жизнь она сыграла множество ярких ролей, став иконой стиля и символом советского кинематографа. Любовь Петровна уже давно ушла из жизни, но интерес к фильмам, в которых она снялась, до сих пор не утихает.
Антивозрастной крем Сила Яблока POMONE Paris MUNIFICENCE с нежной тающей текстурой, оставляющий ощущение мгновенного комфорта можно приобрести в бутике французской косметики АвекМуа.ру.
Юность будущей звезды
Когда родилась актриса, её отец, Пётр Фёдорович, служил в военном ведомстве. За доблесть в службе государь наградил его несколькими медалями. Мать девочки, Евгения Николаевна, когда-то окончила Смольный институт. В семье помимо Любови был старший ребенок — дочь Нонна. Будущей актрисе посчастливилось родиться не просто в дворянской семье — ее родители дружили со Львом Толстым и Петром Шаляпиным.
Если писатель понравился девочке как автор «Кавказского пленника», то певец Шаляпин оказал значительное влияние на ее становление как будущей звезды. Петр Федорович не раз гостил у Орловых, когда они проводили летнее время на даче Евгении Николаевны. Зимой супруги с детьми жили в Москве у Патриарших Прудов в квартире на Спиридоновке.
Но больше всего запомнились Любови детские праздники, которые певец устраивал в своем столичном доме на Новинском бульваре. Они были памятны постановками спектаклей по известным сказкам. В одном из них, «Грибном переполохе» с музыкальным сопровождением, шестилетняя Люба сыграла свою первую роль Редьки. Шаляпин был очарован игрой девочки и предрек ей судьбу актрисы.
Начало творческого пути
Позже, через несколько лет, пророчество певца стало сбываться: первым шагом стало поступление Любови в консерваторию по классу фортепьяно, где ее учителем был Карл Августович Киппа — педагог, сумевший многому научить юную девушку. Начавшаяся в 1919 году учеба оборвалась через три года: сложная для дворянской семьи ситуация революционных лет не позволила родителям оплатить обучение дочери.
Любовь не стала отчаиваться: к тому моменту она уже зарабатывала немного на таперстве — музыкальном сопровождении фильмов. Успевала она заниматься и танцами, поступив после консерватории в Московский театральный техникум Луначарского на хореографическое отделение. Она попала к Вере Майя — талантливой танцовщице и педагогу.
С 1922 года девушка начала учиться актерскому мастерству у Елизаветы Телешовой — известного режиссера и драматической актрисы. Та подготовила ее к поступлению в Музыкальную студию МХАТа имени В. И Немировича-Данченко, где она смогла впоследствии устроиться хористкой.
Примечания[ | ]
- Орлова Любовь Петровна // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- Театральная энциклопедия. / Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4. — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
- ОРЛОВА // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004.
- Кипп Карл Августович (неопр.)
. МГК им. Чайковского. Дата обращения: 3 июня 2021. - «The Motherland Calls!» 10 facts about the monument (неопр.)
.
culture.ru
. Дата обращения: 14 августа 2021. - Жизнь после славы: взлёты и падения Любови Орловой // Российская газета / rg.ru
- Анна Велигжанина. Любовь Орлову пытались отравить… шипами роз. //Комсомольская правда 5 октября 2005 года
- Орлова Любовь Петровна — Киносозвездие — авторский проект Сергея Николаева
- Новодевичье кладбище — Орлова Любовь Петровна (рус.) (недоступная ссылка). devichka.ru. Дата обращения: 26 апреля 2021. Архивировано 14 июня 2013 года.
- Валентина Оберемко.
Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. Тайны Любови Орловой
(неопр.) - Орлова, Любовь Петровна (Хронология)
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Вл. И.НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО Архивировано 13 марта 2012 года.
- Любовь Орлова и Григорий Александров (рус.). Больше, чем любовь
. Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К). — Документальный фильм. Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 29 апреля 2020 года.
Стремительная карьера
Молодость начинающей актрисы началась с роста в профессии: первую эпизодическую роль Любовь исполнила в 1927 г. в одном из спектаклей. В 1927—1933 годах она сыграла в следующих постановках:
- «Карменсита и солдат»;
- роль Герсильи в «Дочери Анго», где актрисе достались несколько слов;
- опера «Перикола», в которой она была солисткой.
Зрители оценили превосходную игру Орловой, скоро молодая артистка стала узнаваема. С 1933 года Любовь начинает приобретать вес в среде актёров кино. За несколько лет формируется список ее ролей в фильмах:
- Анюта в картине «Веселые ребята»;
- Эллен в фильме Б. Юрцева «Любовь Алены»;
- роль Грушеньки в «Петербургской ночи» Г. Рошаля;
- Марион Диксон в фильме «Цирк»;
- Дуня Петрова в картине «Волга, Волга»;
- главная роль Тани Морозовой в «Светлом пути».
Во всех этих фильмах Любовь Петровна Орлова использовала свои многочисленные таланты: пела, исполняла акробатические трюки, танцевала и, конечно же, играла. Сам Иосиф Сталин оценил ее, о.
Биография Любови Орловой
Любовь Орлова – это советская актриса, имя которой уже давно стало негласным символом всего советского кинематографа. В тридцатые-сороковые годы эта неординарная женщина была настоящим кумиром для миллионов людей во всех уголках огромной Страны советов. Но время меняет все.
Сегодня ее имя уже больше не произносится с придыханием. Большинство людей современного поколения даже не знают о существовании этой замечательной актрисы. Ведь советское кино ранних лет уже, словно бы потерялось где-то в прошлом. Черно-белые фильмы стали историей. Но именно поэтому наш рассказ и приобретает такую актуальность. Ведь порой звезды прошлого отличаются очень яркой судьбой.
Первый брак и арест мужа
Личная жизнь Любови Орловой вначале была не слишком счастливой. Первый муж актрисы был выбран ею не по любви. В 1926 году она стала женой Андрея Берзина, заместителя начальника в административно-финансовом управлении Наркомзема. Супруг зарабатывал значительные по тем временам деньги, которые могли позволить 24-летней девушке не испытывать финансовой нужды.
Причина замужества с нелюбимым человеком заключалась в родителях молодой актрисы. Они на тот момент сильно нуждались, и дочь, используя выгоды брака, смогла их обеспечивать. Познакомились Любовь и Андрей за кулисами по окончании одного из спектаклей.
После непродолжительного знакомства Берзин был представлен родителям Любови. Те жили тогда в Москве на квартире в переулке Гагарина. Молодой, серьезный и культурный человек с приятной внешностью понравился чете Орловых. Они посоветовали дочери выйти за него, ведь Андрей занимал солидную должность.
Актриса и её избранник расписались в короткий срок (тогда брачные формальности сводились к минимуму), и Любовь переехала к мужу в квартиру на Колпачном переулке. Роль молодой жены далась ей легко: она искренне хотела счастья для своей семьи.
Вскоре муж актрисы получил значительное повышение по службе. Новые обязанности отнимали почти все его время. Любовь тоже не сидела без дела: спектакли и первые съемки поглотили ее целиком. Ее день был расписан по минутам: ежедневные репетиции плюс 4 спектакля в неделю, да еще и свой дом, которым нужно было заниматься. Такое положение дел не могло сблизить супругов. Из-за разных интересов и постоянной занятости их брак нельзя было назвать особо счастливым.
Спокойная жизнь актрисы продлилась до 4 февраля 1930 года. В тот страшный день Андрей Берзин был арестован сотрудниками ОГПУ по обвинению во вступлении в ряды оппозиции. Поздней ночью на глазах у жены его увели в неизвестном направлении. Больше они не виделись.
Любовь вернулась к родителям в Гагаринский переулок. Она стала замкнутой и молчаливой. Прежде ей приходилось скрывать дворянские корни, теперь же необходимо было молчать про репрессированного мужа. Однако постоянная занятость в театре и роли в кино отвлекали ее от тяжелых мыслей.
Скоро она обзавелась любовником: им стал австрийский инженер Франц, работавший в Советском Союзе по контракту. Их роман был коротким и пылким. Любовь увлеклась Францем не на шутку. Невзирая на протест родителей, она перебралась к нему в номер гостиницы Националь. Всего они были вместе больше года.
Память[ | ]
Памятник Любови Орловой в Звенигороде. Архитектор А. Рожников |
- В Звенигороде, на родине артистки, открыт Культурный центр имени Любови Орловой, около которого установлен памятник.
- В Москве, на доме, где в 1966—1975 годы жила актриса (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
- В 1972 году именем актрисы был назван астероид, открытый в обсерватории в Бахчисарайском районе Крыма.
- В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, названное «Любовь Орлова».
- В её честь в 1985 году назван кратер «Орлова» на Венере.
- В 1989 году композитор и певец И. Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое название — «Любовь Орлова»). Эту песню он посвятил памяти актрисы. Авторы слов — Игорь Николаев и Игорь Кохановский.
- В 1997 году в честь Любови Орловой были названы разновидности фиалки и флокса.
- В 2001 году в честь актрисы была выпущена почтовая марка России.
- Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения Л. П. Орловой. 2 рубля, серебро, 2002 год
- Почтовая марка России, 2001 год
- Памятник на Новодевичьем кладбище
Григорий Александров: союз навсегда
В самом начале карьеры Любовь играла в фильмах, поставленных известным режиссером Григорием Александровым. Он заметил ее после песни в опере «Перикола», на которую его привел друг. Тогда режиссер как раз искал актрису на роль Анюты в «Веселых ребятах» и нашел её в лице 31-летней талантливой солистки. Орлова подошла на роль по всем параметрам, и уже в 1934 г. картину увидел советский зритель.
Ради съемок в фильме Любови пришлось пожертвовать работой на студии Немировича-Данченко. Позже она поняла, что этот шаг определил всю ее судьбу. История любви Любови Орловой и Григория Александрова началась на съемочной площадке. Между режиссером и актрисой сразу возникла симпатия, но пожениться они смогли лишь после выхода фильма. Их брак считался идеальным как тандем актрисы и режиссера. Специально для жены Александров придумал образ, напоминавший Марлен Дитрих: из шатенки она превратилась в блондинку. Именно такой ее и запомнили поклонники.
Однако их союз был благополучным лишь снаружи. Любовь, привлекшая внимание Сталина, была его любимой актрисой. Как-то в шутку вождь даже пригрозил Александрову, что того ждет расстрел, если с его супругой что-то случится. Самой же женщине претило внимание Иосифа Виссарионовича. Она прекрасно помнила, что именно по его приказу был репрессирован ее первый муж.
Однажды она раз и навсегда дала вождю понять, что между ними ничего не может быть. Это случилось, когда Сталин пригласил ее в ресторан. Встреча их была довольно краткой. Отлично понимая истинную причину приглашения, актриса спросила, что же стало с ее супругом. Вопрос выбил вождя из колеи: он быстро распрощался с Орловой и с тех пор ценил ее лишь как замечательную актрису. Александров же не пользовался у Сталина успехом.
Поговаривали, что режиссер изменяет жене. Все же, несмотря на разницу в возрасте (муж был старше жены), они были по-своему счастливы. Детей супруги так и не завели: Орлова не хотела ребенка, а у режиссера был сын Дуглас от первой жены. С ним в свое время случилась неприятная криминальная история. Из-за этого отношение Любови к пасынку было не очень хорошим.
Вместе супруги пережили тяжелое время, пришедшееся на середину 1950-х. Их популярность в те годы снизилась, ролей почти не было. Между более или менее значимыми работами в кино прошли долгие 8 лет:
- «Мусоргский» (1950);
- «Композитор Глинка» (1952);
- «Русский сувенир» (1960).
Последней попыткой Орловой заявить о себе зрителю стал фильм «Скворец и лира», где ей, 70-летней женщине, досталась роль девушки. Столь явный возрастной диссонанс повлиял на качество фильма настолько сильно, что он так и не вышел в прокат. Несмотря на неудачи, супруги не переставали поддерживать друг друга.
Творчество[ | ]
Роли в кино[ | ]
Год | Название | Роль | |
1934 | ф | Петербургская ночь | Грушенька |
1934 | ф | Любовь Алёны | миссис Эллен Гетвуд, жена американского инженера |
1934 | ф | Весёлые ребята | Анюта |
1936 | ф | Цирк | Марион Диксон |
1937 | кор | Наш цирк | Марион Диксон |
1938 | ф | Волга-Волга | письмоносица Дуня Петрова («Стрелка») |
1939 | ф | Ошибка инженера Кочина | Ксения Лебедева, сотрудница авиационного института |
1940 | ф | Светлый путь | Таня Морозова («Золушка») |
1941 | ф | Боевой киносборник № 4 | письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»), ведущая сборника |
1941 | ф | Дело Артамоновых | танцовщица Паула Менотти |
1943 | ф | Одна семья | Катя |
1943 | док | Каспийцы | Имя персонажа не указано |
1947 | ф | Весна | актриса Вера Шатрова / учёный Ирина Никитина |
1949 | ф | Встреча на Эльбе | Джанет Шервуд, журналистка |
1950 | ф | Мусоргский | Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки |
1952 | ф | Композитор Глинка | Людмила Ивановна, сестра композитора |
1960 | ф | Русский сувенир | Варвара Комарова (мисс Барбара) |
1963 | док | Мелодии Дунаевского | Имя персонажа не указано |
1974 | ф | Скворец и Лира | Людмила Грекова («Лира») |
Роли в театре[ | ]
Музыкальный театр им. Немировича-Данченко[ | ]
- «Перикола» Ж. Оффенбаха — Перикола
- «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока — Герсилья
- «Корневильские колокола» Р. Планкета — Серполетта
- 1927 — «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля, режиссёр: Л. В. Баратов
—
Жоржета
[13]
Театр имени Моссовета[ | ]
- 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Джесси
- 1953 — «Сомов и другие» М. Горького — Лидия
- 1955 — «Лиззи Мак-Кей» по пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная шлюха», режиссёр: И. Анисимова-Вульф
—
Лиззи - 1958 — «Нора» Г. Ибсена — Нора
- 1963 — «Милый лжец» Дж. Килти — Патрик Кэмпбэлл
- 1972 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, режиссёр: Л. В. Варпаховский
—
Этель Сэвидж
(ввод)
Старость советской Марлен Дитрих
Последние годы Любовь Орлова провела почти в безвестности. Молодые актрисы сменили ее в кино, и все роли достались им. Актриса сильно болела: рак поджелудочной железы дал о себе знать. Началась страшная болезнь в 1974 году. Орловой стало плохо после одной из озвучек «Скворца и лиры», однако врач успокоил ее, убедив, что все дело в камнях в почках. Об истинной причине недомогания она узнала позже, хоть муж и пытался скрыть от нее недуг.
Смерть Любови Орловой наступила 23 января 1975 года. Последние ее слова были обращены к мужу. Великая актриса оставила после себя замечательную фильмографию и вокальные произведения, которые по-прежнему вызывают интерес у зрителей. Лучшие фильмы, в которых она приняла участие, по праву можно назвать шедеврами отечественного кинематографа.
Литература[ | ]
- Иван Фролов.
«Любовь Орлова». — М.: Панорама, 1997. — 272 с. — ISBN 5-85220-535-4. - Дмитрий Щеглов.
«Любовь и маска». — М.: Олимп, Русич, 1998. — ISBN 5-7390-0512-4. - Юрий Сааков.
«Любовь Орлова». — М.: Алгоритм, 2002. — 56 с. — ISBN 5-9265-0053-2. - Александр Xoрт.
«Любовь Орлова». — М.: Молодая гвардия, 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-235-03020-6. - Юрий Сааков.
«Неизвестная Орлова». — М.: Майор, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-699-53554-5. - Николай Надеждин.
«Григорий Александров и Любовь Орлова:«Любовь на двоих». — М.: Алгоритм; Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-98551-101-7. - Нонна Голикова.
«Любовь Орлова». — М.: Молодая гвардия, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-235-03745-8. - Марк Кушниров.
«Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино». — М.: Эксмо, 2015. — 384 с. — ISBN 978-5-699-79331-0.