Россия, Хабаровск, улица Владивостокская
Телефон:
+7 (909) 844-05- Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00 по предварительной записи: пн-вс
whatsapp telegram vk email

Жизнь после славы: взлеты и падения Любови Орловой

Биография Любови Орловой сложна и неоднозначна. Знаменитая советская актриса родилась в подмосковном Звенигороде 11 февраля 1902 года в семье русских дворян. За свою жизнь она сыграла множество ярких ролей, став иконой стиля и символом советского кинематографа. Любовь Петровна уже давно ушла из жизни, но интерес к фильмам, в которых она снялась, до сих пор не утихает.

Антивозрастной крем Сила Яблока POMONE Paris MUNIFICENCE с нежной тающей текстурой, оставляющий ощущение мгновенного комфорта можно приобрести в бутике французской косметики АвекМуа.ру.

Любовь Орлова личная жизнь

Юность будущей звезды

Когда родилась актриса, её отец, Пётр Фёдорович, служил в военном ведомстве. За доблесть в службе государь наградил его несколькими медалями. Мать девочки, Евгения Николаевна, когда-то окончила Смольный институт. В семье помимо Любови был старший ребенок — дочь Нонна. Будущей актрисе посчастливилось родиться не просто в дворянской семье — ее родители дружили со Львом Толстым и Петром Шаляпиным.

Если писатель понравился девочке как автор «Кавказского пленника», то певец Шаляпин оказал значительное влияние на ее становление как будущей звезды. Петр Федорович не раз гостил у Орловых, когда они проводили летнее время на даче Евгении Николаевны. Зимой супруги с детьми жили в Москве у Патриарших Прудов в квартире на Спиридоновке.

Но больше всего запомнились Любови детские праздники, которые певец устраивал в своем столичном доме на Новинском бульваре. Они были памятны постановками спектаклей по известным сказкам. В одном из них, «Грибном переполохе» с музыкальным сопровождением, шестилетняя Люба сыграла свою первую роль Редьки. Шаляпин был очарован игрой девочки и предрек ей судьбу актрисы.

Начало творческого пути

Позже, через несколько лет, пророчество певца стало сбываться: первым шагом стало поступление Любови в консерваторию по классу фортепьяно, где ее учителем был Карл Августович Киппа — педагог, сумевший многому научить юную девушку. Начавшаяся в 1919 году учеба оборвалась через три года: сложная для дворянской семьи ситуация революционных лет не позволила родителям оплатить обучение дочери.

Любовь не стала отчаиваться: к тому моменту она уже зарабатывала немного на таперстве — музыкальном сопровождении фильмов. Успевала она заниматься и танцами, поступив после консерватории в Московский театральный техникум Луначарского на хореографическое отделение. Она попала к Вере Майя — талантливой танцовщице и педагогу.

С 1922 года девушка начала учиться актерскому мастерству у Елизаветы Телешовой — известного режиссера и драматической актрисы. Та подготовила ее к поступлению в Музыкальную студию МХАТа имени В. И Немировича-Данченко, где она смогла впоследствии устроиться хористкой.

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА - биография, личная жизнь, история актрисыЛЮБОВЬ ОРЛОВА — биография, личная жизнь, история актрисы

Примечания[ | ]

  1. Орлова Любовь Петровна // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Театральная энциклопедия. / Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4. — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  3. ОРЛОВА // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004.
  4. Кипп Карл Августович (неопр.)
    . МГК им. Чайковского. Дата обращения: 3 июня 2021.
  5. «The Motherland Calls!» 10 facts about the monument (неопр.)
    .
    culture.ru
    . Дата обращения: 14 августа 2021.
  6. Жизнь после славы: взлёты и падения Любови Орловой // Российская газета / rg.ru
  7. Анна Велигжанина. Любовь Орлову пытались отравить… шипами роз. //Комсомольская правда 5 октября 2005 года
  8. Орлова Любовь Петровна — Киносозвездие — авторский проект Сергея Николаева
  9. Новодевичье кладбище — Орлова Любовь Петровна (рус.) (недоступная ссылка). devichka.ru. Дата обращения: 26 апреля 2021. Архивировано 14 июня 2013 года.
  10. Валентина Оберемко.
    Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. Тайны Любови Орловой
    (неопр.)
  11. Орлова, Любовь Петровна (Хронология)
  12. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Вл. И.НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО Архивировано 13 марта 2012 года.
  13. Любовь Орлова и Григорий Александров (рус.). Больше, чем любовь
    . Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К). — Документальный фильм. Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 29 апреля 2020 года.

Стремительная карьера

Молодость начинающей актрисы началась с роста в профессии: первую эпизодическую роль Любовь исполнила в 1927 г. в одном из спектаклей. В 1927—1933 годах она сыграла в следующих постановках:

  • «Карменсита и солдат»;
  • роль Герсильи в «Дочери Анго», где актрисе достались несколько слов;
  • опера «Перикола», в которой она была солисткой.

Зрители оценили превосходную игру Орловой, скоро молодая артистка стала узнаваема. С 1933 года Любовь начинает приобретать вес в среде актёров кино. За несколько лет формируется список ее ролей в фильмах:

  • Анюта в картине «Веселые ребята»;
  • Эллен в фильме Б. Юрцева «Любовь Алены»;
  • роль Грушеньки в «Петербургской ночи» Г. Рошаля;
  • Марион Диксон в фильме «Цирк»;
  • Дуня Петрова в картине «Волга, Волга»;
  • главная роль Тани Морозовой в «Светлом пути».

Во всех этих фильмах Любовь Петровна Орлова использовала свои многочисленные таланты: пела, исполняла акробатические трюки, танцевала и, конечно же, играла. Сам Иосиф Сталин оценил ее, о.

Биография Любови Орловой

Любовь Орлова – это советская актриса, имя которой уже давно стало негласным символом всего советского кинематографа. В тридцатые-сороковые годы эта неординарная женщина была настоящим кумиром для миллионов людей во всех уголках огромной Страны советов. Но время меняет все.
Сегодня ее имя уже больше не произносится с придыханием. Большинство людей современного поколения даже не знают о существовании этой замечательной актрисы. Ведь советское кино ранних лет уже, словно бы потерялось где-то в прошлом. Черно-белые фильмы стали историей. Но именно поэтому наш рассказ и приобретает такую актуальность. Ведь порой звезды прошлого отличаются очень яркой судьбой.

Первый брак и арест мужа

Личная жизнь Любови Орловой вначале была не слишком счастливой. Первый муж актрисы был выбран ею не по любви. В 1926 году она стала женой Андрея Берзина, заместителя начальника в административно-финансовом управлении Наркомзема. Супруг зарабатывал значительные по тем временам деньги, которые могли позволить 24-летней девушке не испытывать финансовой нужды.

Причина замужества с нелюбимым человеком заключалась в родителях молодой актрисы. Они на тот момент сильно нуждались, и дочь, используя выгоды брака, смогла их обеспечивать. Познакомились Любовь и Андрей за кулисами по окончании одного из спектаклей.

После непродолжительного знакомства Берзин был представлен родителям Любови. Те жили тогда в Москве на квартире в переулке Гагарина. Молодой, серьезный и культурный человек с приятной внешностью понравился чете Орловых. Они посоветовали дочери выйти за него, ведь Андрей занимал солидную должность.

Актриса и её избранник расписались в короткий срок (тогда брачные формальности сводились к минимуму), и Любовь переехала к мужу в квартиру на Колпачном переулке. Роль молодой жены далась ей легко: она искренне хотела счастья для своей семьи.

Вскоре муж актрисы получил значительное повышение по службе. Новые обязанности отнимали почти все его время. Любовь тоже не сидела без дела: спектакли и первые съемки поглотили ее целиком. Ее день был расписан по минутам: ежедневные репетиции плюс 4 спектакля в неделю, да еще и свой дом, которым нужно было заниматься. Такое положение дел не могло сблизить супругов. Из-за разных интересов и постоянной занятости их брак нельзя было назвать особо счастливым.

Спокойная жизнь актрисы продлилась до 4 февраля 1930 года. В тот страшный день Андрей Берзин был арестован сотрудниками ОГПУ по обвинению во вступлении в ряды оппозиции. Поздней ночью на глазах у жены его увели в неизвестном направлении. Больше они не виделись.

Любовь вернулась к родителям в Гагаринский переулок. Она стала замкнутой и молчаливой. Прежде ей приходилось скрывать дворянские корни, теперь же необходимо было молчать про репрессированного мужа. Однако постоянная занятость в театре и роли в кино отвлекали ее от тяжелых мыслей.

Скоро она обзавелась любовником: им стал австрийский инженер Франц, работавший в Советском Союзе по контракту. Их роман был коротким и пылким. Любовь увлеклась Францем не на шутку. Невзирая на протест родителей, она перебралась к нему в номер гостиницы Националь. Всего они были вместе больше года.

Память[ | ]

Памятник Любови Орловой в Звенигороде. Архитектор А. Рожников
  • В Звенигороде, на родине артистки, открыт Культурный центр имени Любови Орловой, около которого установлен памятник.
  • В Москве, на доме, где в 1966—1975 годы жила актриса (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
  • В 1972 году именем актрисы был назван астероид, открытый в обсерватории в Бахчисарайском районе Крыма.
  • В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, названное «Любовь Орлова».
  • В её честь в 1985 году назван кратер «Орлова» на Венере.
  • В 1989 году композитор и певец И. Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое название — «Любовь Орлова»). Эту песню он посвятил памяти актрисы. Авторы слов — Игорь Николаев и Игорь Кохановский.
  • В 1997 году в честь Любови Орловой были названы разновидности фиалки и флокса.
  • В 2001 году в честь актрисы была выпущена почтовая марка России.
  • Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения Л. П. Орловой. 2 рубля, серебро, 2002 год
  • Почтовая марка России, 2001 год
  • Памятник на Новодевичьем кладбище

Григорий Александров: союз навсегда

В самом начале карьеры Любовь играла в фильмах, поставленных известным режиссером Григорием Александровым. Он заметил ее после песни в опере «Перикола», на которую его привел друг. Тогда режиссер как раз искал актрису на роль Анюты в «Веселых ребятах» и нашел её в лице 31-летней талантливой солистки. Орлова подошла на роль по всем параметрам, и уже в 1934 г. картину увидел советский зритель.

Ради съемок в фильме Любови пришлось пожертвовать работой на студии Немировича-Данченко. Позже она поняла, что этот шаг определил всю ее судьбу. История любви Любови Орловой и Григория Александрова началась на съемочной площадке. Между режиссером и актрисой сразу возникла симпатия, но пожениться они смогли лишь после выхода фильма. Их брак считался идеальным как тандем актрисы и режиссера. Специально для жены Александров придумал образ, напоминавший Марлен Дитрих: из шатенки она превратилась в блондинку. Именно такой ее и запомнили поклонники.

Однако их союз был благополучным лишь снаружи. Любовь, привлекшая внимание Сталина, была его любимой актрисой. Как-то в шутку вождь даже пригрозил Александрову, что того ждет расстрел, если с его супругой что-то случится. Самой же женщине претило внимание Иосифа Виссарионовича. Она прекрасно помнила, что именно по его приказу был репрессирован ее первый муж.

Однажды она раз и навсегда дала вождю понять, что между ними ничего не может быть. Это случилось, когда Сталин пригласил ее в ресторан. Встреча их была довольно краткой. Отлично понимая истинную причину приглашения, актриса спросила, что же стало с ее супругом. Вопрос выбил вождя из колеи: он быстро распрощался с Орловой и с тех пор ценил ее лишь как замечательную актрису. Александров же не пользовался у Сталина успехом.

Поговаривали, что режиссер изменяет жене. Все же, несмотря на разницу в возрасте (муж был старше жены), они были по-своему счастливы. Детей супруги так и не завели: Орлова не хотела ребенка, а у режиссера был сын Дуглас от первой жены. С ним в свое время случилась неприятная криминальная история. Из-за этого отношение Любови к пасынку было не очень хорошим.

Вместе супруги пережили тяжелое время, пришедшееся на середину 1950-х. Их популярность в те годы снизилась, ролей почти не было. Между более или менее значимыми работами в кино прошли долгие 8 лет:

  • «Мусоргский» (1950);
  • «Композитор Глинка» (1952);
  • «Русский сувенир» (1960).

Последней попыткой Орловой заявить о себе зрителю стал фильм «Скворец и лира», где ей, 70-летней женщине, досталась роль девушки. Столь явный возрастной диссонанс повлиял на качество фильма настолько сильно, что он так и не вышел в прокат. Несмотря на неудачи, супруги не переставали поддерживать друг друга.

Творчество[ | ]

Роли в кино[ | ]

Год Название Роль
1934 ф Петербургская ночь Грушенька
1934 ф Любовь Алёны миссис Эллен Гетвуд, жена американского инженера
1934 ф Весёлые ребята Анюта
1936 ф Цирк Марион Диксон
1937 кор Наш цирк Марион Диксон
1938 ф Волга-Волга письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»)
1939 ф Ошибка инженера Кочина Ксения Лебедева, сотрудница авиационного института
1940 ф Светлый путь Таня Морозова («Золушка»)
1941 ф Боевой киносборник № 4 письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»), ведущая сборника
1941 ф Дело Артамоновых танцовщица Паула Менотти
1943 ф Одна семья Катя
1943 док Каспийцы Имя персонажа не указано
1947 ф Весна актриса Вера Шатрова / учёный Ирина Никитина
1949 ф Встреча на Эльбе Джанет Шервуд, журналистка
1950 ф Мусоргский Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки
1952 ф Композитор Глинка Людмила Ивановна, сестра композитора
1960 ф Русский сувенир Варвара Комарова (мисс Барбара)
1963 док Мелодии Дунаевского Имя персонажа не указано
1974 ф Скворец и Лира Людмила Грекова («Лира»)

Роли в театре[ | ]

Музыкальный театр им. Немировича-Данченко[ | ]

  • «Перикола» Ж. Оффенбаха — Перикола
  • «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока — Герсилья
  • «Корневильские колокола» Р. Планкета — Серполетта
  • 1927 — «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля, режиссёр: Л. В. Баратов

    Жоржета
    [13]

Театр имени Моссовета[ | ]

  • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Джесси
  • 1953 — «Сомов и другие» М. Горького — Лидия
  • 1955 — «Лиззи Мак-Кей» по пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная шлюха», режиссёр: И. Анисимова-Вульф

    Лиззи
  • 1958 — «Нора» Г. Ибсена — Нора
  • 1963 — «Милый лжец» Дж. Килти — Патрик Кэмпбэлл
  • 1972 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, режиссёр: Л. В. Варпаховский

    Этель Сэвидж
    (ввод)

Старость советской Марлен Дитрих

Последние годы Любовь Орлова провела почти в безвестности. Молодые актрисы сменили ее в кино, и все роли достались им. Актриса сильно болела: рак поджелудочной железы дал о себе знать. Началась страшная болезнь в 1974 году. Орловой стало плохо после одной из озвучек «Скворца и лиры», однако врач успокоил ее, убедив, что все дело в камнях в почках. Об истинной причине недомогания она узнала позже, хоть муж и пытался скрыть от нее недуг.

Смерть Любови Орловой наступила 23 января 1975 года. Последние ее слова были обращены к мужу. Великая актриса оставила после себя замечательную фильмографию и вокальные произведения, которые по-прежнему вызывают интерес у зрителей. Лучшие фильмы, в которых она приняла участие, по праву можно назвать шедеврами отечественного кинематографа.

Литература[ | ]

  • Иван Фролов.
    «Любовь Орлова». — М.: Панорама, 1997. — 272 с. — ISBN 5-85220-535-4.
  • Дмитрий Щеглов.
    «Любовь и маска». — М.: Олимп, Русич, 1998. — ISBN 5-7390-0512-4.
  • Юрий Сааков.
    «Любовь Орлова». — М.: Алгоритм, 2002. — 56 с. — ISBN 5-9265-0053-2.
  • Александр Xoрт.
    «Любовь Орлова». — М.: Молодая гвардия, 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-235-03020-6.
  • Юрий Сааков.
    «Неизвестная Орлова». — М.: Майор, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-699-53554-5.
  • Николай Надеждин.
    «Григорий Александров и Любовь Орлова:«Любовь на двоих». — М.: Алгоритм; Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-98551-101-7.
  • Нонна Голикова.
    «Любовь Орлова». — М.: Молодая гвардия, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-235-03745-8.
  • Марк Кушниров.
    «Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино». — М.: Эксмо, 2015. — 384 с. — ISBN 978-5-699-79331-0.
Ссылка на основную публикацию
Похожее