Россия, Хабаровск, улица Владивостокская
Телефон:
+7 (909) 844-05- Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00 по предварительной записи: пн-вс
whatsapp telegram vk email

Творческие идеи. Замысел хореографических постановок

Мадонна и идеальное расслабление

Марта Грэм в постановке «Плач». Фотография Херты Моселсио. 1930-е годы Library of Congress

Фотосессия Мадонны для журнала Harper’s Bazaar. Фотографии Питера Линдберга. 1994 год © Peter Lindbergh / Harper’s Bazaar

Мадонна училась в классах Марты Грэм и, как говорят, была очень способной танцовщицей. В 1994 году вышел номер журнала Harper’s Bazaar с фотосессией Питера Линдберга, где Мадонна демонстрировала лучшие образы и движения из техники Грэм. В том числе — идеальные

и расслабление (contraction — release).

Роль первого танца молодоженов

Прежде всего, свадебный танец художественно красив. Он не похож ни на какой другой. Но этому обряду отведена еще и глубокая роль:

  1. Главное – соединение двух чужих семей в одну. В центре зала танцуют молодожены. А вокруг размещаются родственники со стороны жениха и невесты. Такая форма олицетворяет один большой союз, созданный благодаря влюбленным.
  2. Выражение взаимной любви брачующихся друг к другу. Невербальный контакт в танце помогает признаться в искренних чувствах молодых. Он наглядно доказывает это всем присутствующим.
  3. Признательность и почтение гостям. Это как подарок всем, кто разделяет с новобрачными радость и значимость события.

Шакира и «Серпантин» Лои Фуллер

Лои Фуллер исполняет танец «Серпантин». Около 1902 года Library of Congress

Шакира во время тура «Oral Fixation». 2006–2007 годы © Splinter Films

Сценические эффекты, которые придумала американка Лои Фуллер в начале XX века, до сих пор вдохновляют хореографов. А самый известный ее танец — «Серпантин» — позаимствовала певица Шакира для выступления с песней «No».

«Серпантин» Лои Фуллер

Песня «No» в исполнении Шакиры (фрагмент)

Air France и самый долгий поцелуй в балете

Лоран Илер и Изабель Герен в балете «Парк». Хореограф Анжелен Прельжокаж. 1994 год © Opéra de Paris

Кадр из рекламного ролика авиакомпании Air France. 2011 год © Air France

Одна из самых известных сцен в современном балете — «Поцелуй» из «Пар­ка» (1994) Анжелена Прельжокажа Она считается самой долгой сценой поцелуя в балете. . Авиакомпания Air France сняла свою вер­сию этого поцелуя — с Бенжаменом Мильпье, бывшим директором балетной труп­пы Парижской оперы.

«Поцелуй» из спектакля «Парк» Анжелена Прельжокажа

Рекламный ролик авиакомпании Air France

Тейлор Свифт и пародия на всех

Сцена из балета Пола Тейлора «Scudorama». 1963 год © Jack Mitchell / Getty Images

Кадр из клипа Тейлор Свифт на песню «Shake It Off». 2014 год © Big Machine Records / Republic Records

В клипе на песню «Shake It Off» Американская певица Тейлор Свифт паро­дирует и классический балет, и современный танец. В отдельных фрагментах этого клипа мы видим хореографию в стиле Марты Грэм, Пола Тейлора и Мерса Каннингема.

Клип Тейлор Свифт на песню «Shake It Off»

Эстрадный танец

Самый простой из всех видов современных танцев с точки зрения ограничений по элементам и последовательности действий. Абсолютно сценический, импровизационный и свободно постановочный танец. Может включать в себя другие стили современных танцев. Его характеристикой является миниатюра, небольшая танцевальная сцена.

Свое становление эстрадный танец брал у цыган и народных хоров. Танцоры обязательным образом должны знать основы актерского мастерства или быстро принимать их от своих наставников.

Эстрадный танец очень модный. Занятия проходят почти в каждой хореографической школе любого города мира. Понимаете масштаб популярности?

Чарли Чаплин и Вацлав Нижинский

Фрагмент балета Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна». 1912 год © Heritage Images / Diomedia

Кадр из фильма Чарли Чаплина «Солнечная сторона». 1919 год First National Pictures / Wikimedia Commons

В 1912 году вышел скандальный балет Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» «Послеполуденный отдых Фавна» — одно­акт­ный балет, который Вацлав Нижинский поставил в 1912 году в Париже на музыку Клода Дебюсси. Декорации и костюмы сде­лал Леон Бакст. Хореография Нижинского — необычная, угловатая, с долгими позами, напоминающими о древнегреческих барель­ефах или вазописи, — расколола публику надвое: одни были в восторге, другие — в бе­шенстве. «Фавна» обвиняли в гнусности, жи­вотном эротизме, грубости и бесстыдстве., а в 1919-м Чарли Чаплин включил в свой фильм «Солнечная сторона» сцену сна, в которой четко прослеживается сюжет балета и шутливо копируются многие его танцевальные движения.

Фильм Чарли Чаплина «Солнечная сторона» (фрагмент)

Сюжетный танец

Наиболее известным и распространенным видом хореографической миниатюры является сюжетный танец. Его главная цель состоит в передаче и основной темы и содержания, которое создается с помощью средств хореографии на основании различных источников, например, литературных (романов, сказок, стихотворений) и музыкальных (симфоний, романсов, сонат), а также исторических событий и других смежных видов искусства (кинематограф и т.д.)

Сценической сюжетный танец является обширным и разнообразным понятием, он способен вызвать у зрителя широкий спектр чувств: слезы, улыбку, страх, отвращение, заставить задуматься. Слово «Сюжет» происходит от французского «sujet», что в переводе означает предмет, содержание; интерпретируется, как процесс развития действия, представлен в хореографических постановках, содержащих художественные образы, в частности, в хореографическом спектакле. Акт, представленный на сцене, выражается с помощью физиологии или психологии, интенсивности или пассивности, конкретики или символизма. Сюжетно-хореографическая миниатюра выделяет главенствующую роль действия, как составляющей в драматургии танца на идейно-художественном уровне.

Основание и развитие сюжета хореографической миниатюры

Основой для постановки номера чаще всего являются:

  • историческое события;
  • социально важные случаи из жизни, актуальные современные вопросы, «вечные» темы (любовь, дружба, предательство и т.д.);
  • ситуации, раскрывающие положительные черты человеческого характера (героизм, храбрость, отважность);
  • литература
  • изобразительное искусство
  • музыкальные произведения

Развитие сюжетно-хореографической миниатюры в эстрадном танце производится с помощью выделения ключевых моментов, на основе которых раскрывается целостный образ и содержание постановки. Предполагается не полное копирование сюжета, а передача задумки первоначального автора, появление новых оригинальных поворотов, использование современного хореографического языка, помогающего воплотить драматургию номера.

Отражение жизненных событий, конфликтов, действий и переживаний героев, раскрывая их индивидуальный характер, взаимоотношения, внутренний мир, чувства и мысли – одна из главных целей сюжетно-хореографической миниатюры. Идея танца воспроизводит раскрывающийся с помощью действия характерный образ, наличие которого обязательно в сюжетном танце.

Основная задача балетмейстера заключается в выражении точности и характера образа с помощью средств хореографии. Изучение, понимание и умение применять многообразие режиссерских форм в совокупности с составлением композиционного плана и способности воспроизводить хореографический текст является важным аспектом в работе хореографа-постановщика.

Одно из выразительных средств, образное и организующее начало во всех видах танца представлено музыкой. Отличительными особенностями музыкального сопровождения в сюжетно-хореографической миниатюре являются: яркость, законченность формы и содержания, образность, совпадение идейно-эмоционального содержания с хореографической лексикой.

Пластические возможности человека, раскрывающиеся с помощью пространственно-временной парадигмы, представляющие собой законченную мысль в рамках сценической формы сюжетно-хореографической миниатюры, являются хореографическим текстом или движением. Отличительная черта хореографической лексики эстрадного танца – предельная выразительность, эффект такого рода достигается с помощью следующих приемов: ввод элементов пантомимы, варьирование поз и ракурсов (способствует приданию скульптурности), использование хореографических символов, полифонии, метафоры, методов комбинирования. Каждый педагог должен научиться сочинять лексику, соответствующую образу танца. Наполненность миниатюры смыслом, идеей и стилем есть важное условие, чтобы танец заговорил.

Составляющие части сюжетного танца

Действие в сюжетном танце, как средство выражения в динамике представлено рисунком перемещения танцоров в пространства. Важно отметить образно-декоративный характер «рисунка» в постановках, не обладающих сюжетом, и тесную связь драматургии с «рисунком» в сюжетных композициях.

Последовательное развитие событий в сюжетном танце называется драматургией, она раскрывает изменения взаимоотношений и характеров героев. Композиционный сюжет представлен взаимодействием системы образов. Развитие сюжетных поворотов, постановка конфликтной ситуации, определенных сценических обстоятельств способствует раскрытию образа, используя возможности драматургии сюжетно-хореографической миниатюры.

Конфликт сталкивает противоположные взгляды, интересы, поступки, является серьезным разногласием, борьбой персонажей, острым спором. Развитие конфликта представлено действием и противодействием, с помощью различных средств выразительности оно должно достигать достоверности и волновать зрителя.

Драматургия хореографического произведения, в частности, ситуация способствует выявлению образов, характера, основных черт, участников действия. Ситуация, раскрываемая в кульминации, является наиболее значимой, второстепенные ситуации воспроизводятся в ступенчатой системе развития действия.

Элементы драматургии сюжетно-хореографической миниатюры

  1. Экспозиция заключается в выходе танцовщиков. Образует пространственный образ, форму действия, параметры героев, внутреннее настроение. Точечность, краткость экспозиции, совмещение ее с завязкой номера является чертой, свойственной сюжетно-хореографической миниатюре;
  2. Завязка проявляется в возникновении конфликта, является коротким началом действия.
  3. Развитие действия составляет несколько ступеней, чаще всего три. Событие, для которого выделяется отдельная ступень, заканчивается ложной кульминацией. За счет нарастания ступеней усиливается и развивается конфликт, заканчивающийся, в конечном итоге, действительной кульминацией.
  4. Пик конфликта достигается в кульминации, отличающейся характерной яркостью в сюжетно-хореографической миниатюре.

5. Развязка представляет завершение действия, в котором разрешается конфликт, может отличаться эффектом неожиданности или открытого финала.

Бейонсе и украденная хореография

Кадр из фильма Тьерри де Мея «Rosas danst rosas». Хореография Анне Терезы Де Керсмакер. 1997 год © Sophimages

Кадр из клипа Бейонсе на песню «Countdown». 2011 год © Columbia

В 2011 году в мире танца разразился скандал. Американская певица Бейонсе использовала в своем клипе «Countdown» хореографию бельгийки Анне Терезы Де Керсмакер, но продюсеры певицы утверждали, что никогда не слышали о Керсмакер и источником их вдохновения стали работы немецкого хореографа Пины Бауш. Когда поклонники Керсмакер собрали видео, в котором совме­стили ее работы с клипом Бейонсе, стало очевидно, что это все-таки плагиат.

Давайте поговорим сегодня о самом важном, и даже сокровенном, для любого хореографа — постановке номеров.

Когда я училась в училище, как-то наш педагог спросила нас: «Как вы считаете какой предмет у вас самый важный?»

Мы называли и классику, и народный, и эстрадный танцы, но педагог сказала: «Все это, конечно, необходимо, но самое важное для хореографа это КПТ — композиция и постановка танца».

Помню, что я тогда удивилась, другие девчонки судя по всему тоже, потому, что КПТ у нас было всего раз в неделю и никак мы не предполагали, что это самый нужный предмет.

Елена Владимировна (наш педагог) пояснила, видя недоумение на наших лицах, что классика, народный, эстрадный и другие предметы даются как раз для того, чтобы у нас была база для постановки номеров. И что хореографу не умеющему ставить будет очень сложно.

Как только я стала работать по специальности я полностью внутренне согласилась с ее словами. Еще через несколько лет работы я поняла еще одну вещь, что хорошим постановщиком надо родиться! Это во истину Божий дар!

Да, можно, знать приемы и техники постановки танца, но шедевра не будет. Почему? Сложный вопрос. Постановка номера — это своего рода таинство.

Когда ты только приступаешь к сочинению танца никогда не знаешь, что получится в итоге. Бывает, что номер нравится, бывает, что нет. Это нормально! Невозможно каждый раз ставить шедевры.

Тоже самое происходит с номером, когда ты выносишь его на зрителя. Каждый раз думаешь:»Как его воспримут? Понравится или нет?» И это тоже невозможно предсказать.

У одних номеров жизнь коротка — 2-3 концерта и все, а некоторые приживаются надолго и танцуются годами, переходя из одного поколения в другое.

Странно… но предсказать это невозможно. Я много раз ошибалась. Иной раз мне казалось, что номер интересный, классный и должен обязательно понравится зрителю, но он проходил незамеченным.

А другой раз кажется, что в номере нет ничего особенно на мой взгляд, да и поставили его за 3 дня, потому, что время поджимало, но его любят зрители и он остается в репертуаре надолго. Все здесь индивидуально и непредсказуемо.

Но бывают моменты, когда голова вообще перестает работать и ты не знаешь какую идею взять для номера, кажется, что все уже перетанцевали. Я думаю, что почти каждый хореограф когда-либо с этим сталкивался. А руководство просит, настаивает, требует все новых и новых номеров. Как быть?

Давайте попробуем перечислить источники вдохновения к которым можно обратиться, если ты в ступоре. Где брать идеи для новых номеров?

Но, для начала давайте обозначим, что же такое идея номера.

Идея — это умозаключение, которое вы хотели бы донести до зрителя. Каждый раз, когда вы начинаете ставить номер спросите себя: «А что этим номером я хочу сказать зрителю? Какую мысль я хочу до него донести?»

И тогда, уверяю вас, ваш номер не будет похож на зарядку под музыку. К сожалению, таких номеров сейчас очень много.

Итак, что же может являться источником вдохновения?

1. Музыка

Сама музыка в первую очередь вдохновляет нас на новую постановку. Если вы слышите хорошую, интересную мелодию, она вам нравится и в голове появляются образы и идеи, это то, что нужно. Сейчас огромное количество музыки. И если ты точно не знаешь, что тебе нужно, то можно зайти в любую социальную сеть в раздел «Музыка» и увидеть огромный выбор музыкальных направлений от классики до рока, от инструментальной музыки до народных песен. Просто слушай и выбирай! Что-нибудь обязательно зацепит и наведет на интересные мысли.

2. Костюмы

У меня часто возникают идеи новых номеров, когда я рассматриваю фото танцевальных костюмов других коллективов. Я вижу интересные образы и они наводят на какие-то идеи. Под образ ищу музыку и сочиняю танец.

3. Чужие танцевальные номера

Да, номера других коллективов тоже могут наводить на интересные мысли. Ты видишь номер и тебе нравится его идея, но ты понимаешь, что поставил бы все это иначе и идею бы приподнес по другому. Загораешься! Ищешь музыку! И начинаешь ставить свою историю!

4. Выставки, музеи, театры

Когда я училась в училище, тогда еще не было Интернета. Педагоги нам постоянно говорили:»Больше смотрите! Ходите на выставки, в театры, посещайте концерты других коллективов. Все это источник новых идей!» Так и есть! Полностью согласна!

5. Книги, фильмы

К сожалению, мы уже не являемся самой читающей нацией, но книги являются хорошим источником вдохновения. Они развивают воображение, а это то, что так нужно хореографу. Фильмы я бы тоже отнесла к этой категории. Они наводят на мысли.

6. Сама жизнь

Жизнь так многообразна, что часто сама подкидывает массу интересных идей. Надо только уметь их замечать и анализировать. Различные жизненные ситуации в школе, дома, во дворе. Вокруг огромный животный и растительный мир, который подсказывает нам массу идей. Просто посмотрите вокруг!

7. Интернет

Не могу не назвать этот источник вдохновения, потому, что для многих он стал единственным. К сожалению, многие используют его не как источник вдохновения, а как источник для копирования чужих номеров.

Мне жаль таких хореографов, уж извините, если кого обидела. Это говорит о том, что у хореографа очень скудный свой собственный внутренний мир, раз он не в состоянии придумать свою идею и воплотить ее в жизнь.

И еще один совет, записывайте свои идеи. Часто они приходят неожиданно и не в самый подходящий момент, когда мы едем в автобусе или гуляем с ребенком, но так же быстро исчезают. Проверено.

Иной раз думаешь:»Приду домой и запишу», но вспомнить потом уже не можешь. Наверно у каждого сейчас есть телефон с диктофон или записной книжкой или планшетник. Не ленитесь, посетила идея — запишите ее. Потом будете себе за это очень благодарны!

Ну, вот, пожалуй и все!

Поделитесь, пожалуйста и вы своими источниками идей. Что вдохновляет именно вас?

С уважением, Наталья Довбыш

Балетные постановки из деталей Lego

Сцена из постановки «Summerspace». Хореограф Мерс Каннингем, костюмы и декорации Роберта Раушенберга. 1975 год © Jack Mitchell / Getty Images

Сцена из постановки «Summerspace», воссозданная с помощью фигурок Lego © Seet Dance

Младшие ученики Сиднейской школы современного танца Seet Dance в 2017 го­ду собрали из Lego целую серию сцен из культовых хореографических поста­новок XX века. Триша Браун и ее «Spanish Dance», Ивонн Райнер в «Трио А», Пина Бауш в «Кафе „Мюллер“», «Summerspace» Мерса Каннингема и многие другие.

Дэвид Боуи и балет Баухауса

Костюмы Оскара Шлеммера для «Триадического балета». Германия, 1920-е годы thecharnelhouse.org

Дэвид Боуи в сценическом костюме. 1973 год ©Masayoshi Sukita / The David Bowie Archive / V&A

В 1922 году немецкий художник Оскар Шлеммер поставил в школе Баухауc «Триадический балет», построенный на взаимодействии геометрических фигур. Пятьдесят лет спустя идеи Шлеммера нашли отражение в костюме Дэвида Боуи, созданном для него японским дизайнером Кансаем Ямамото.

Кейт Бланшетт и манифест танца постмодерн

Кадр из фильма «Манифесто». Режиссер Джулиан Розефельдт. 2021 год © Bayerischer Rundfunk
В одной из частей фильма Джулиана Розефельдта «Манифесто» (2016) Кейт Бланшетт играет сурового балетмейстера — судя по акценту, российского происхождения (внешне она подозрительно похожа на эмигрировавшую из СССР балерину Наталью Макарову). Начинается эта часть с мани­феста американских постмодернистов «No Manifesto», написанного Ивонн Райнер.

Энди Уорхол и «Плач» Марты Грэм

Марта Грэм в постановке «Плач». 1930-е годы Herta Moselsio / Library of Congress

Энди Уорхол. «Плач». 1986 год © Andy Warhol Foundation

Энди Уорхол не только принимал непосредственное участие в создании балетов Мерса Каннингема, но и переосмыслял их в своих работах. Так, например, в 1974 году Уорхол напечатал на китайской оберточной бумаге фотографию Каннингема. А в 1986 году он сделал принты с Мартой Грэм в постановках «Праздничная песня сатира», «Плач» и «Письмо миру». 

Сбербанк выступил партнером при работе над первым образовательным курсом о хореографии XX века, созданным проектом Arzamas.academy и фестивалем «Context. Diana Vishneva».

Как выбрать стиль первого танца: 7 вариантов разного уровня сложности

Первый свадебный танец жениха и невесту уже в качестве законных супругов вызывает самую искреннюю улыбку и слезы умиления. Поскольку наблюдать за вами будут все гости, танец лучше поставить заранее, а не рассчитывать на импровизацию (если только вы оба не профессиональные танцоры). Wedding Рассказывает, какие стили танца стоит выбрать и насколько они сложные в подготовке.

Заодно напоминаем: если нет идей для музыкальных композиций — посмотрите их у звездных пар.

Вальс

Самый классический и романтический вариант. Как раз для тех, кто мечтает почувствовать себя принцессой, кружась в танце со своим принцем. Если вы остановили свой выбор на платье с пышной юбкой — стоит задуматься об этом танце. Тем более, что в изучении он довольно прост. Главное, чтобы партнер вел уверенно, с чем он с легкостью справится.

Танцевальный флэшмоб

Как вам идея привлечь к такому важному моменту, как первый танец, и гостей? Разумеется, только часть (всех мы вряд ли сможете уговорить участвовать в репетициях). Весь процесс можно снять на видео и сохранить этот веселый и трогательный момент в памяти. Для такого стиля можно использовать реквизит и даже специальные костюмы.

Танец-история

Это попурри из песен, соединенных вместе, которые отражают самые значимые моменты в истории любви пары. Хореографическая часть состоит из нескольких танцевальных стилей в зависимости от музыки. Такой танец заставит ваших гостей и смеяться, и плакать.

Твист

Зажигательный танец, в котором можете участвовать не только вы, но и ваши гости. Более того, танец предполагает свободные движения, так что можно просто расслабиться и наслаждаться танцем, а не вспоминать движения. То что надо для веселой свадебной вечеринки.

Фокстрот

А вот с этим вариантом придется поработать. Причем ставить его лучше вместе с профессионалом, а не самостоятельно. За месяц (пара занятий в неделю) вы уже сможете чувствовать себя уверенно. Несмотря на то, что над постановкой танца придется поработать, смотреться он будет особенно эффектно — полутемный зал, лучи прожектора, вы с воздушном платье и он влюбленно смотрит на вас.

Румба

Латинская румба — зажигательный танец, под звуки которого так и хочется пуститься впляс. Но в его подготовке придется попотеть. Предупреждаем, танец не из легких, но очень эффектный! На занятия может уйти до двух месяцев. Дело в том, что в та все движения должны быть четкими и отлаженными. После первого занятия к такому прийти не удастся.

Рок-н-ролл

Зажигательные песни Элвиса Пресли или Тины Тернет, что может быть веселее для такого прекрасного дня? Мы уверены, что это один из самых удачных вариатов, которые оценят гости и будут вспоминать с луыбкой. Специальные движения, конечно есть, но выучить их довольно просто даже самостоятельно. Музыка сама вам подскажет, как двигаться.

Фото: Роман Иванов

Ссылка на основную публикацию
Похожее